«Мне нравится, что у ученых есть возможность посмотреть на продукт глазами бизнеса»

Наталья Каторова и Полина Морозова — аспирантки Сколковского института науки и технологий и основатели стартапа «К-Плюс», вышедшего в финал состязания стартапов EnergyHUB.

17 июня 2022

— Наталья, во время презентации на EnergyHUB вы отметили, что разработка калий-ионных аккумуляторов стала возможна лишь в XXI веке. Почему на этот тип аккумуляторов обратили внимание только сейчас?
— Если рассматривать электрохимические накопители энергии, то можно выделить несколько видов аккумуляторов: например, литий-ионные, свинцово-кислотные, небольшой процент от мирового производства составляют водородные и натрий-ионные аккумуляторы. Когда мы тестируем технологию накопления энергии в лабораторных условиях, как правило, мы используем специальные боксы. Они должны быть герметичными, чтобы внутрь не попала влага. Но для разных веществ: скажем, для лития и для калия, — требования к герметичности бокса все-таки немного разные. И боксы, которые позволяют использовать металлический калий, появились только в нашем столетии. Поэтому и калий-ионные аккумуляторы стали разрабатывать недавно.

— В чем преимущества калий-ионных аккумуляторов перед остальными?
— Начнем с того, что калий намного шире распространен в природе, чем тот же литий. То есть его в принципе больше — в земной коре, в водах Мирового океана. Ресурсная доступность этого металла позволяет удешевить себестоимость аккумуляторов по сравнению с литий-ионными. Кроме того, они будут служить примерно в три раза дольше свинцово-кислотных аналогов.

— У вас уже есть несколько патентов на элементы аккумулятора, верно?
— Да, всего их три. Первый фиксирует наше достижение по подбору материалов, из которых изготавливаются анод, катод и электролит. Дело в том, что анод и катод — твердые, а электролит — жидкое вещество. На границе этих сред возникают особые реакции, поэтому важно подобрать оптимальное сочетание материалов. Второй патент связан с составом анода, а третий — с разработкой конструкции корпуса аккумулятора.

— Кто станет вашими заказчиками? Где пригодятся калий-ионные аккумуляторы?
— В первую очередь мы рассчитываем на компании, которые производят, обслуживают или используют крупнотоннажный транспорт, электротранспорт, источники бесперебойного питания. Была у нас и мысль о том, как калий-ионные аккумуляторы могут пригодится домашним хозяйствам. Мы знаем, что ночью электроэнергия дешевле. Поэтому можно запасаться ею с помощью аккумуляторов по ночам, а использовать днем, это также позволит снизить нагрузку на электросети в дневное время.

— С финала состязаний стартапов EnergyHUB вы ушли с особым трофеем: фонд «Новая индустрия» подарил вам 400 000 рублей на развитие проекта. Уже придумали, куда потратить?
— Думаю, мы с командой поделим эту сумму на части и будем закрывать потребности, которые у нас есть давно: например, сделаем сайт, наймем лаборанта. Мы планируем выиграть несколько грантов, искать инвесторов, чтобы проект шел дальше. Кстати, после EnergyHUB мы уже встречались и с представителями фонда «Новая индустрия», и с представителями «Энерготехнохаба Петербург» и «Газпром нефти». Больше всего на этих встречах мне нравится, что у нас, ученых, появляется возможность взглянуть на свой продукт глазами бизнеса. Мы понимаем, что действительно нужно отрасли и как следует доработать аккумулятор, чтобы повысить на него спрос.