В чем «фишка» солнечных батарей

Лев Логунов – основатель Nanoink, рассказал об идее своего стартапа

24 июня 2022

— Лев, вы рассказывали, что ваша технология предназначена для производства батарей типа CIGS. Что это такое?
— CIGS — это аббревиатура, которой обозначают батареи, произведенные с помощью диселенида галлия-индия-меди. Звучит сложно, но главное, что нужно понимать, — это преимущества такого типа устройств перед кремниевыми аналогами. CIGS-модули в 100 раз тоньше, они более легкие, гибкие, могут быть размещены на фасадах, крышах, не такие хрупкие и работают в тени и при рассеянном свете. Однако их производство гораздо дороже, именно поэтому они не столь распространены. Технология, которую продвигает Nanoink, сделает процесс намного дешевле.

— В чем состоит эта технология?
— Для начала скажу, что традиционный метод производства CIGS-модулей — это магнетронное напыление. Представьте огромный шкаф, из которого откачали весь воздух. В нем происходит то самое напыление: частицы летят и оседают на поверхность помещенной внутрь детали, которая в дальнейшем станет частью солнечной батареи. Это процесс сложный, поэтому такой дорогой. Мы же предлагаем использовать специально разработанные нами чернила, которые распределяются или, скажем так, размазываются по нужной поверхности. Чтобы было понятнее, можно сказать, что отдаленно этот метод напоминает то, как печатают изображения на футболках.

— На какой стадии ваша разработка сейчас?
— У нас есть один прототип, изготовленный в лабораторных условиях. Ищем инвесторов и заказчиков. Ими могут стать компании, которые уже производят солнечные модули.


— То есть ваша бизнес-стратегия не заключается в производстве и продаже самих батарей?
— Мы хотим продать технологию изготовления. Рассчитываем выходить на рынок Азии, потому что 70 процентов мирового производства солнечных батарей сосредоточено именно там. К слову, до того, как принять участие в EnergyHUB, мы вели работу в рамках российско-японского акселератора стартапов.

— С финала состязания стартапов EnergyHUB вы ушли со специальным призом от Союза организаций бизнес-ангелов (СОБА): вам подарили консультацию с бизнес-экспертом. Было полезно?
— Да, это так. Занимаясь стартапом, нельзя не думать о таких «бизнесовых» вещах, как например, нужный объем инвестиций и окупаемость. Но человеку, погруженному с головой в науку, с этим бывает сложно разобраться в одиночку. Поэтому здорово, когда есть кто-то, кто может с этим помочь. В этом смысле менторская поддержка перед финалом EnergyHUB тоже была очень полезной. Менторы помогли нам более четко сформулировать конечную цель, которая всегда должна быть, даже если стартап только-только начинает развиваться и не успел еще ни одного прототипа сделать. В нашем случае мы как раз поняли, что цель — не продать батареи или чернила, а в первую очередь продать технологию. Однако нужно понимать, что наши разработки ведутся впервые, мы как бы на переднем крае науки. Поэтому мы готовы к тому, что на каком-то этапе работу придется развернуть, попробовать новые решения. Нюансов множество, но самое главное — мы безоговорочно верим в эту идею.